Перспективы развития 3D телевидения

В ближайшее время российскими операторами ТВ не предусматривается инвестирования, связанного с развитием услуг 3D телевидения. Это обусловлено перспективами 3D, которые на местном рынке остаются пока неопределёнными, чего нельзя сказать о телевидении с высокой чёткостью (HD TV). Однако это не является поводом для прекращения экспериментов с данным форматом, которые активно практикуются более смелыми компаниями. Для обеспечения массовости телевидения новых форматов вне зависимости от их принадлежности к 3D TV либо HD TV требуется не только обновление соответствующего парка абонентского оборудования (телевизоров), но ещё и операторского (ТВ приставок либо set-top-box). Более того, на их развитие влияет степень готовности оператора ТВ к трансляции подобного контента, наличие контента (каналов, передач, фильмов), что в настоящее время представляет собой проблему для 3D.Следует отметить, что исходя из сведений TelecomDaily, ТВ приставками с поддержкой HD TV обладает абсолютное большинство крупных (платных) ТВ провайдеров, на это не оказывает влияния технологический тип платформы (кабельное ТВ, IPTV, спутниковое ТВ). А приставки с 3D среди компаний, входящих в первую десятку, есть лишь у «Дом.ru» («ЭР-Телеком»), «Билайн ТВ», «Орион Экспресса», OnLime («Ростелеком»). По информации Вадима Бекера (и.о. начальника отдела обеспечения телевизионного контента «Вымпелком»), предоставленной TelecomDaily, стало известно о поддержании трансляции 3D-контента абсолютно всеми приставками «Билайн ТВ». Кроме того, видеотека VOD-сервиса (видео по запросу) располагает фильмами и различными программами в формате 3D. Но, тем не менее, 3D-контент пока отличается небольшими объёмами заказов, это обусловлено значительно меньшим количеством заказов программ и фильмов в формате 3D по сравнению с HD и SD.

Информация, предоставленная Вадимом Беккером, свидетельствует о постоянном увеличении продаж 3D-телевизоров. В настоящий момент число абонентов «Билайн» ТВ, имеющих 3D-телевизоры либо желающих их приобрести в этом году, составляет около трети. По мнению Вадима Беккера в связи с этим обстоятельством технологии нуждаются в продолжительном времени, требующимся для локализации и адаптации. Подобное мнение было высказано и специалистами пресс-службы «ЭР-Телекома», считающих распространение среди абонентов 3D-телевизоров недостаточным. Однако телеком-оператором «Дом.ru» в настоящее время производятся работы по установке у своих абонентов оборудования, предназначенного для обработки 3D-контента. В начале 2013 года планируется появление каналов 3D в сети вещания «Дом.ru».

По словам Михаила Дубровского, являющегося PR-директором «Орион Экспресс», 3D-телевидение ещё на протяжении нескольких лет будет оставаться дорогим и не очень востребованным среди наших абонентов, а также абонентов других стан мира. Поэтому просмотр телевидения 3D будет ограничиваться и оставаться на уровне эпизодического luxury-развлечения. По мнению Михаила Дубровского даже при удешевлении технологий, появлении бюджетных комплектов и исключении необходимости в очках, являющихся необходимым аксессуаром для просмотра, не стоит ожидать огромного роста подключений к каналам 3D. Как считает эксперт, лучшим решением в настоящий момент для операторов цифрового телевидения может быть включение не более одного 3D-телеканала a-la-card либо вхождение его в состав HDTV-пакета в виде маркетинговой «фишки» или промо-технологии.

Данная тема теперь обсуждается с учётом того, что в пакетах «Орион Экспресс» на сегодняшний день ни один 3D канал не присутствует. Михаил Дубровский считает, что окупаемость сервисов 3D TV пока остаётся неразрешённой задачей. Благодаря «Орион Экспресс», использовавшим сеть «Континент ТВ», в рамках которой был тестирован 3D в 2010 году, абоненты смогли воспользоваться форматом 3D Anaglyph для просмотра некоторых передач телеканала «Ocean TV». В этот момент хотя и наблюдалось увеличение реализации очков 3D, но по оценке самой компании существенного роста 3D абонентов не произошло.

По мнению некоторых экспертов и участников рынка у формата 3D вообще отсутствуют какие-либо перспективы в России и во всём мире, если не будет произведена глобальная перезагрузка. В настоящее время возникла необходимость не только в доступности оборудования для 3D-телевидения, что связано и с его ценой, но и серьёзной работе над контентом. Сегодня во всём мире в формате 3D вещает лишь 25 телеканалов, а в России их только два.